Выставка в Сан-Франциско собрала 16 автопортретов и другие работы Эдварда Мунка

В Музее современного искусства в Сан-Франциско открылась выставка, название которой дала одна из последних работ Эдварда Мунка. Экспозиция «Между часами и кроватью» собрала 45 работ норвежского экспрессиониста. Среди них нет знаменитого «Крика», однако присутствуют 16 автопортретов. Они дают представление о жизни и эмоциональном мире художника.

На многих автопортретах Мунк изображает себя больным, жалким и одиноким, но без тени сентиментальности. Художник открыто смотрит на свою жизнь.

Холст «Автопортрет между часами и кроватью» является отправной точкой для всего показа. Его глубинный мотив — как у всех подобных работ последнего десятилетия жизни Мунка — противостояние старика и смерти. Здесь художник находится в собственной спальне, а освещённая солнцем студия позади него полна произведений,в которых заключался смысл его жизни. Тень на полу перед ним имеет форму креста.

Лицо Мунка не выражает никаких эмоций. Он поместил себя между двумя символами смерти — старыми напольными часами, которые без циферблата и стрелок как бы существуют вне времени, и кроватью, где проходит значительная часть жизни человека. Эта картина, написанная в предсмертном году, считается одной из последних главных работ живописца.

Слева: Эдвард Мунк, «Автопортрет между часами и кроватью» (1940 — 1943). Музей Мунка, Осло
Интересный факт: «Автопортрет между часами и кроватью» в 1970-е стал чем-то вроде ключевого мотива для американского поп-художника Джаспера Джонса. Изначально сходство между перекрёстной штриховкой на его работах и рисунком на кроватном покрывале у Мунка было непреднамеренным. Однако с 1980-го по 1984 годы американец решил открыто использовать этот фрагмент в серии с тем же названием, что и картина норвежца.

У смертного одра
Эдвард Мунк
1895



На выставку в Сан-Франциско Музей Мунка в Осло прислал ещё ряд «селфи», среди которых — «Автопортрет с руками в карманах» (1925 — 1926). Он был создан в период между двумя серьёзными случаями, подорвавшими и без того некрепкое здоровье художника: «испанки», перенесённой в 1918 году, и кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза в 1930-м. После этого Мунк почти прекратил писать, хотя ещё делал эскизы с искажёнными формами, что было следствием разрыва сосудов.

«Автопортрет с руками в карманах» — одна из семи работ на выставке, которые поклонники творчества Эдварда Мунка увидят в США впервые. Остальные шесть «дебютантов» — «Дама в чёрном» (1891), «Созревание» (1894), «Ревность» (1907), «Борьба со смертью» (1915), «Человек с бронхитом» (1920) и «Пепел» (1925).



Слева: Эдвард Мунк, «Автопортрет с руками в карманах» (1925 — 1926). Музей Мунка, Осло

Пепел
Эдвард Мунк
1894, 120.5×141 см
Ещё одно важное полотно в экспозиции — «Отчаяние», также известное как «Нездоровое настроение на закате» (1892). Оно представляет то же место, композицию и эмоциональное состояние, что и культовый «Крик», созданный ранее. Картина лишь второй раз в своей истории демонстрируется за пределами Европы.

Отчаяние
Эдвард Мунк
1892, 92×67 см
Ряд других работ (например, «Художник и его модель», 1919 — 1921) хотя и не носят названия «Автопортрет», всё же представляют самого живописца. Вместе эти картины предлагают альтернативный взгляд на Мунка как художника-революционера XX века, каким он был, сделав себе имя в эпоху символизма.

Художник и его модель
Эдвард Мунк
1921, 120.5×200 см
Выставка «Эдвард Мунк. Между часами и кроватью» будет работать в Музее современного искусства" в Сан-Франциско до 9 октября. Затем она переедет в нью-йоркский Метрополитен-музей, где будет открыта с 15 ноября 2017 по 4 февраля 2018 года.

https://artchive.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий