Придворный алхимик Джон Ди был изображен на картине в круге из черепов

27/01/2016
ЛОНДОН. На картине Генри Гилларда Глиндони «Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой I» (Henry Gillard Glindoni, John Dee performing an experiment before Elizabeth I) эксперты обнаружили вокруг фигуры средневекового алхимика и математика Джона Ди (John Dee) загадочные рисунки, скрытые от глаз живописным слоем.

Генри Гиллард - Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой I
Рентгеновская томография этого величественного образца викторианского искусства показала, что Ди первоначально был окружен человеческими черепами и потусторонними сущностями, но позже художник скрыл их.
Джон Ди, известный в своё время как «фокусник королевы», был одним из самых необычных елизаветинцев, блестящим учёным эпохи Возрождения, чьи работы вдохновляли мыслителей на протяжении веков. В числе его последователей был сам Исаак Ньютон. Возможно, именно Ди стал прообразом Просперо в шекспировской «Буре». В 1978 году Дерек Джармен снял фильм об алхимике, а в 2011 году Ди стал героем оперы Дэймона Албарна.
Куратор Кэти Бирквуд (Katie Birkwood) так говорит о Джоне Ди: “Он является одной из самых интересных и загадочных фигур тюдоровской Англии, одновременно учёным, придворным и магом”.

Photo: National Gallery, London / Wellcome Library
Черепа, обнаруженные на картине, по мнению Бирквуд, могут служить метафорой всей сцены, которую изобразил художник. Мы видим королеву Елизавету в гостях у Ди, в его доме в Мортлейке. Слева от неё изображён главный советник Уильям Сесил и её излюбленный придворный сэр Уолтер Рэли. Сразу за фигурой Ди изображен сидящим за столом Эдвард Келли, медиум и алхимик, в головном уборе, который он носил для того, чтобы скрыть отрезанные уши, вероятно, в наказание за юношеские преступления.
Рентгеновский снимок картины показывает, что по первоначальной задумке художника, Ди стоял в круге из человеческих черепов. Почему Гилдони закрасил эту деталь полотна — точно не известно, но, скорее всего, это сделано по просьбе покупателя. Сам художник, вероятно, хотел акцентировать внимание именно на оккультную сторону деятельности Джона Ди.
Жизнь Джона Ди была наполнена самыми разными событиями. Его обвиняли в шпионаже и в том, что он разговаривает с ангелами, он изучал магические кристаллы и пытался построить вечный двигатель. Кстати, много позже волшебный камень Джона Ди, который помогал ему общаться с потусторонним миром, попал в руки русской императрицы Екатерины II. В 1555 году маг и астролог был помещён под домашний арест за составление королевских гороскопов без разрешения. На обороте одной из книг, Ди делает пометку, что находится в Фулхэме, в доме «его особого друга» епископа Лондонского, Эдмунда Боннера. Был ли он на самом деле его другом или последователем человек, известный как «Кровавый Боннэр», безжалостно обходившийся с еретиками?
Бирквуд считает, что узнать правду уже невозможно: “Боннер был ужасным человеком, но они оба были учёные люди и, возможно, имели общие интересы”.
После себя Джон Ди оставил библиотеку из более чем 4000 томов, одну из самых больших в Европе. К сожалению, почти половина его бесценного собрания была разграблена, а то, что сохранилось, представлено в эти дни на выставке в Королевском колледже врачей Лондона.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий