Лилит: придуманный женский идол

ЛилитЛюбой языческий и нео-языческий культ обязательно имеет в своём пантеоне некое верховное женское божество, которое должно уравновешивать верховного мужского бога и тем самым символизировать женское начало мироздания. Не стали исключением и разнообразные сатанинские и оккультные секты, начавшие активно возникать со второй половины XIX века и расплодившиеся в большом количестве к настоящему времени. На этот раз женский персонаж они позаимствовали из иудейской мифологии, не согласующейся с Ветхим Заветом и тем более с Новым Заветом, но породившей многочисленные сюжеты в каббалистической традиции. Речь идёт о Лилит, которую современные оккультисты и дьяволопоклонники считают первой женщиной и почитают супругой сатаны.

Откуда появился идол
Лилит жена АдамаУ данного персонажа очень древнее происхождение. Призрак или демон женского пола, обозначаемый как Лилит, появился ещё в шумерско-аккадской мифологии и впоследствии перекочевал в представления многих семитских народов, в том числе евреев и арабов. Изначально Лилит называли духов или демонов, которые активны ночью и связаны с негативным воздействием на людей во время сна. Это связано с тем, что в шумерско-аккадских, а затем и в семитских языках слово «лиль, лилу, лилит» является обозначением понятий «ночь, ночная», а также «воздух, ветер, призрак, дух, дуновение воздуха». Таким образом, благодаря игре слов и их значений под именем Лилит знали целый пласт демонических и призрачных персонажей, выходящих «на охоту» в ночное время.
Любопытно, что помимо женщин-призраков фигурировали и мужчины-призраки, «лилу». И «лилит», и «лилу» нападали на спящих людей и вступали в интимные отношения с лицами противоположного пола, от чего на свет рождались либо демоны, либо люди с физическими уродствами или психическими отклонениями.
В еврейской мифологии, особенно активно развивавшейся в каббалистический период, то есть после разрушения Иерусалимского храма римлянами во второй половине I века и всемирного рассеяния евреев, персона Лилит получила новое прочтение. Теперь её рассматривали как первую женщину, которую Бог сотворил для Адама. Однако она оказалась слишком строптивой и непокорной, требовала равноправия со своим мужем и признания её таким же всесильным творением Господа, как и Адам. Она отказалась подчиняться Адаму и за это была изгнана из Рая, Бог же создал для него новую жену, впоследствии получившую имя Ева. Лилит же в наказание за свою гордость и восстание против супруга и Господа была проклята и превращена в демона. В этом качестве она стала грозой беременных женщин, новорождённых младенцев и малолетних детей.

Таким образом проявилось древнее происхождение данного образа – в средневековом еврейском фольклоре нашли отражения шумерские, аккадские, вавилонские и древнесемитские представление о Лилит как ночном призраке, атакующем спящих людей.
Лилит в каббалистической традиции стала грозой младенцев, похитительницей и врагом детей, так что была создана целая отрасль бытовой магии.
Были придуманы специальные защитные амулеты с именами ангелов или самой Лилит, а также оформился обычай обвязывать вокруг запястья ребёнка красную нить, так как призрак якобы боится красного цвета.

Лилит: царица сатанистов
персонаж ЛилитТакже у евреев периода всемирного рассеяния появилась ещё одна мифологическая сюжетная линия с участием Лилит, которая затем была подхвачена сатанистами. Согласно ей, после «развода» с Адамом изгнания из рая и превращения в демона Лилит стала женой сатаны (в каббалистической традиции он фигурирует как восставший против Бога ангел Самаэль). В этом качестве она предстаёт как мать множества демонов и их царица. По причине того, что сатанинских сект в настоящее время известно как минимум несколько десятков, они придерживаются различных версий собственной мифологии, роль Лилит в их верованиях может различаться.
В одних она является лишь одной из приближённых к сатане демонов женского рода и одной из участниц его «гарема». В других Лилит предстаёт в качестве главной «законной» супруги падшего ангела и в таком качестве является повелительницей остальных призраков и демонов женского происхождения и сущности. В третьем варианте Лилит является куда более могущественной силой, своего рода тёмной половиной зла, воплощением чувственной природы первозданного мрака. Наконец, существуют, хоть и не так распространены, радикальные феминистские культы сатанисток, которые отождествляют Лилит с самим сатаной, то есть приписывают главному врагу Бога женскую природу. С их точки зрения женщина является высшим существом по отношению к мужчине и должна быть не просто равноправной с ним, а повелевать им.
Среди основной массы сатанистов, приверженцев готической субкультуры и эстетики, не прибегающих всерьёз к поклонению дьяволу, Лилит является персональным выражением чувственной, раскрепощённой и свободной женской природы.
С точки зрения как христианства, так и научного религиоведения, Лилит является трансформировавшимся в средневековой еврейской мифологии древним шумерским персонажем, взятым на вооружение более поздними оккультистами.
Ссылки сатанистов и им сочувствующих на то, что Лилит является библейским персонажем, не соответствуют действительности и не выдерживают объективной критики. В канонических текстах Книги Бытия сюжет о сотворении Лилит как первой жены Адама и её последующем бунте отсутствует.
Слово «лилит» действительно есть в Ветхом Завете, но оно используется не как имя личное конкретного персонажа, а как общее отстранённое обозначение «ночного привидения, ночного духа». Именно в таком контексте оно попадается в Книге пророка Исайи, поэтому в Септуагинте и в последующих переводах на другие языки закономерно было переведено не как имя, а как название демонических сил. Более того, с точки зрения христианства само возникновение персонажа Лилит в каббалистической мифологии является отображением женоненавистнических тенденций в еврейской мистической мысли. Именно наделением женского персонажа всеми отрицательными качествами и изгнанием его из рая еврейская мифология стремилась закрепить за женщиной статус низшего, испорченного и изначально приверженного злу существа.
Александр Бабицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий