“Бэйчимо” – призрак Арктики

Многие корабли-призраки на самом деле – не более чем плод человеческого воображения. Излишне впечатлительные люди склонны делиться своими фантазиями с окружающими. И вот вам – пожалуйста, легенда о новом «Летучем голландце», ничем документально не подтвержденная. Судно «Бэйчимо» – напротив, абсолютно реально. Будучи оставленным командой, оно еще много лет подряд попадалось людям на глаза, а некоторые отчаянные головы даже поднимались на его борт. В 2006-м власти Аляски официально объявили охоту на корабль-призрак, пока, впрочем, безуспешную.

А мы пойдем на север!


Корабли-призраки существуют и в наши дни

В 1914 году со стапелей верфи шведского города Гётерборг был спущен на воду торговый корабль Angermanelfven, построенный по заказу одной из гамбургских компаний. Тогда никто и не предполагал, что это судно (стальной корпус, длина – 70 метров, максимальная скорость – 19 километров в час), позже переименованное в «Бэйчимо», станет легендой Арктики.

В годы Первой мировой Angermanelfven совершал регулярные рейсы между Швецией и Германией. Счастливо избежав попадания торпеды или столкновения с миной, после войны корабль сменил владельца. Германия, согласно условиям Версальского мирного договора, передала странам Антанты почти весь свой военный и торговый флот. Angermanelfven достался Англии. После проведения аукциона судно передали Компании Гудзонова залива, старейшей торговой корпорации Северной Америки. Angermanelfven сменил название на «Бэйчимо» и перебазировался в Канаду, хотя формальным портом приписки судна оставался шотландский город Ардроссан.

В первой половине прошлого века почти все торговые компании Северной Америки занимались торговлей пушниной, которая добывалась в Арктике. «Бэйчимо», переоборудованный для плавания во льдах, посещал охотничьи городки и поселки эскимосов, доставляя груз в Ванкувер, откуда меха шли на экспорт. 6 июня 1931 года, имея на борту экипаж 36 человек, которым руководил закаленный плаванием в арктических водах капитан Корнвил, «Бэйчимо» отправился в свой последний рейс.

Роковой мыс Барроу


Инуиты на борту «Бэйчимо», 1921 год

Успешно преодолев Берингов пролив, возле мыса Барроу (крайней северной точки материковой Северной Америки), судно наткнулось на цельное ледяное поле. 26 дней «Бэйчимо» с машиной, работающей на износ, с трудом делал по нескольку миль в день, прежде чем сумел вырваться из ледового плена. В заливе Амундсена судно вновь попало в ловушку и с большим трудом пробилось к охотничьему поселку в заливе Коронейшен. Заполнив трюмы грузом пушнины и даже не дав команде отдохнуть, Корнвил вновь вывел судно в море: ему предстоял еще долгий путь в Ванкувер. Опытный морской волк прекрасно понимал: если даже летом в Арктике сложилась столь сложная ледовая обстановка, то чего же ожидать осенью? А ведь уже был сентябрь.

Предчувствие не обмануло Корнвила. Несколько раз «Бэйчимо» попадал в толщу льдов, но искусство капитана спасало корабль, и судну удавалось вырваться на чистую воду. Главная опасность, однако, подстерегала «Бэйчимо» возле все того же мыса Барроу. И здесь все мастерство капитана оказалось бессильно перед стихией: примерно в полумиле от берега корабль окончательно зажало льдами. Опасаясь, что корпус лопнет в смертельных тисках, 1 октября 1931 года Корнвил подал сигнал SOS и велел экипажу пешком добираться до Барроу, где находилось небольшое поселение, основную массу жителей которого составляли эскимосы. К чести владельцев Компании Гудзонова залива, они не бросили своих людей в беде. Уже на следующий день после сигнала бедствия в Барроу прибыли два гидроплана, забравшие 20 моряков. Остальным велели обустраиваться на месте и присматривать за судном с ценным грузом. Владельцы компании надеялись, что весной, когда тиски льда ослабнут, «Бэйчимо» все же удастся довести до ближайшего порта.

Планам этим сбыться было не суждено. На третий день начался буран. Экипаж «Бэйчимо» укрылся в нескольких иглу, которые соорудили для них эскимосы. Когда буран закончился, выяснилось, что судно… исчезло. Корнвил предположил, что льды раздавили корпус корабля и тот затонул. Однако тут к нему пришел охотник-эскимос, заявивший, что видел «Бэйчимо» дрейфующим примерно в 50 километрах от стоянки. Вероятно, ветер во время бурана был такой силы, что сумел вырвать судно из ледового плена!

Моряки на собачьих упряжках устремились в погоню. Они сумели догнать «Бэйчимо», который к моменту их появления вновь вмерз в лед. Шпангоуты судна были помяты, машина получила тяжелые повреждения. Корнвил понял, что даже весной «Бэйчимо» не удастся довести до Ванкувера: кораблю требовался капитальный ремонт, который на месте осуществить невозможно. Поэтому матросы выгрузили из трюма ценный груз пушнины прямо на лед. На следующий день Компания Гудзонова залива прислала гидропланы, которые в несколько рейсов перевезли людей и меха до ближайшего города. Судно же было брошено на произвол судьбы.

Новые встречи


«Бэйчимо» в районе Канады, 1931 год

Казалось бы, «Бэйчимо» обречен: ледовая масса обязательно должна была раздавить его. Но не зря говорят, что каждый корабль обладает своей душой. Брошенный командой, с неработающей машиной, с пробоинами в корпусе, сдавленный льдами, «Бэйчимо» продолжил борьбу за существование!

Весной 1932 года эскимосы видели судно, дрейфующее вместе со льдом, примерно в 500 километрах к востоку от мыса Барроу. По высокой трубе они опознали «Бэйчимо». Власти не обратили внимания на это сообщение, приписав его фантазии эскимосов, − судно считалось затонувшим. Однако еще через год «Бэйчимо» попался на глаза исследователю Арктики Лесли Марвину, который с командой на собачьих упряжках путешествовал по северному побережью Канады. Ученый даже сфотографировал дрейфующее судно. А в марте 1933 года группа эскимосов наткнулась на «Бэйчимо», в очередной раз вмерзший в лед в районе залива Амундсена. Застигнутые бураном охотники даже поднялись на его борт и 10 дней прятались там от бури.


Экипаж судна в ожидании эвакуации

Эти сообщения игнорировать было уже невозможно, и Компания Гудзонова залива объявила награду за «поимку» судна. В августе 1933 года «Бэйчимо» оказался неподалеку от канадского поселка старателей. Однако бушевал шторм, и местные жители не рискнули выйти на лодках в море, чтобы «заарканить беглеца». А утром, когда шторм стих, корабль уже исчез. В июле 1934 года «Бэйчимо» едва не протаранил шхуну, на борту которой находилась Изабелла Хатчинсон – известная шотландская исследовательница Арктики. Группа ученых поднялась на борт судна. Хатчинсон позже рассказывала журналистам, что ее удивило отличное, практически идеальное состояние корпуса. А ведь когда Корнвил и его команда оставили «Бэйчимо», корабль находился в ужасном состоянии. Такое ощущение, что за прошедшие годы какая-то мистическая сила залечила «раны» брошенного судна! К сожалению, в команде исследовательской шхуны не было лишних членов экипажа, которые могли бы взять на себя управление «Бэйчимо». Поэтому корабль был вновь брошен на волю стихии.

В 1935 году «Бэйчимо» видели у побережья Аляски. Следующая встреча произошла лишь четыре года спустя. Корабль вновь появился рядом с побережьем Аляски и был «взят на абордаж» капитаном небольшого китобойного судна Хью Полсоном. Механик и капитан пытались оживить машину корабля в течение нескольких часов, но их старания не увенчались успехом. Вскоре им пришлось вернуться к себе на борт: начиналась буря. Когда шторм закончился, судно-беглец вновь исчезло.

После этого «Бэйчимо» видели еще много раз. Последний раз судно, вмерзшее в лед в районе мыса Барроу, заметили эскимосы. Они даже сфотографировали его. Произошло это в 1969 году. Хотя по всем расчетам, в суровых водах Арктики «Бэйчимо» должен был погибнуть намного раньше. Дальнейшие встречи с судном (а их якобы не один десяток!) официально не задокументированы и ничем не подтверждены.

Слухи слухами, но в 2006 году (!) власти Аляски официально объявили охоту на «Бэйчимо». Тому, кто сумеет найти судно-призрак, дрейфующее или затопленное, обещана награда 100 тысяч долларов. Однако эта сумма и по сей день не востребована − «Бэйчимо» остается неуловимым. Носится ли он по волнам или упокоился на морском дне – доселе неизвестно.
Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ
http://tainy.info/

Комментариев нет:

Отправить комментарий