31.07.2013
Михайловский
театр Петербурга представил на Савонлиннском оперном фестивале в
Финляндии оперу Чайковского «Евгений Онегин» в ультрасовременной
постановке Андрия Жолдака.
Специально для Савонлиннского фестиваля
Жолдаком создана резонансная версия своего спектакля, премьера которого
была представлена ещё в начале сезона. Режиссёр, который работал в
Скандинавии неоднократно, рассказал, что сегодня Финляндия занимает
первое место в Европе по посещаемости театров – примерно половина людей
приходят сюда не реже 5 раз в год, ожидая в своей размеренной и
спокойной жизни театральных потрясений и открытий. Билеты на спектакль
Жолдака были полностью раскуплены задолго до начала фестиваля.
Придумать
новую версию собственного балета Жолдака вынудили обстоятельства.
Оперный летний фестиваль основан был ещё в 1912 году и проводится в
средневековой крепости Олавинлинна, которая находится в окружении
Сайменских озёр. На время оперного форума в цену превращается внутренний
двор замка, который перекрывается специальным навесом. Старинная
каменная крепость вмещает зал на 2364 мест, а акустика здесь просто
идеальна. Есть, правда, и свои сложности. Поскольку крепость является
памятником архитектуры, модернизировать в ней ничего нельзя, запрещено и
устройство ложных декораций. Простые же декорации приходится доставлять
на остров на барже по воде.
Артисты и вовсе работают в экстремальных
условиях. Например, одним из выходов на сцену является крутая лестница с
наружной стороны крепости, которая приводит, к тому же, не к дверному
проёму, а к окну. В этом окне, если верить старожилам, как-то застрял
один тенор, чуть не сорвав спектакль. Впрочем, по признанию Яниса
Апейниса, исполнителя главной партии Онегина, атмосфера старинной
Олавинлинны окупает все бытовые неудобства с лихвой.
Именно
невозможность переноса петербургского варианта в первозданном виде
заставила Жолдака пересмотреть концепцию спектакля. Итогом стала
совершенно новая постановка, своеобразная «курортная» версия оригинала.
Главной
режиссёрской находкой оказался экран на заднике, на который
транслировалась запись питерского спектакля – строгого до стерильности в
бело-чёрной цветовой гамме. Действие на сцене разворачивалось
параллельно экранному, в отдельных местах дублировалось, но по большей
части отличалось – костюмами и декорациями. Все артисты были одеты в
летнюю повседневную одежду, которая с оперным жанром не вяжется: Онегин
на оба бала пришёл в майке и трусах, а Ольга красовалась перед зрителями
в купальнике. Сюжет, перенесённый из классических интерьеров в летний
легкомысленный антураж, определённо поменял акценты. При этом стоит
отметить, что Жолдак всё же сохранил множество персонажей. Из питерской
версии перешли придуманные герои, например, слуга Онегина в образе
Черномора, а также объёмный символический ряд (крутящийся волчок,
рассыпанные бусины, циферблат, поливание героев водой и молоком). Для
зрителя же задача была достаточно сложной – ему приходилось не только
воспринимать происходящее на сцене, но и сопоставлять его постоянно с
видеорядом, что наполняло спектакль свежими эмоциями и постоянным
напряжением.
Стоит отметить, что сложность режиссёрского решения,
его очевидная эпатажность (чего стоит сцена дуэли, когда соперники
практически раздеты) и многоплановость понравилась далеко не всем
зрителям. Но если концепция и вызывала споры, то актёрская игра была
безупречна. В роли Татьяны блистала восходящая звезда Михайловского
театра Татьяна Рягузова, которая сумела из хрестоматийной сцены с
письмом создать поэму любви, полную восторженного экстаза и эротизма.
Прекрасным вокальным ансамблем стали тенор Евгений Ахмедов (Ленский),
меццо Софья Файнберг (Ольга) и баритон Янис Апейнис (Онегин). А завершил
картину оркестр под управлением Михаила Татарникова, который звучал
живо, непосредственно и просто совершенно.
Завершился спектакль
необычно – повторением вступления к опере в оркестре и картиной
семейного счастья Татьяны с супругом. На экране же появился «Чёрный
квадрат» Малевича, он чего публика пришла в полное восхищение.
Аплодировали артистам около 10 минут, а режиссёра и актёров зрители
наградили громким топотом, который у западной публики считается высшей
похвалой.